ТЕОРИЯ АДВОКАТУРЫ :: Часть десятая. АДВОКАТУРА КАК ТЕНДЕНЦИЯ.
Глава 5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

Приложение к журналу “Вопросы адвокатуры”

Теория адвокатуры обнаруживает следующую периодизацию российской адвокатуры:

    (1) предадвокатура — до судебной реформы второй половины девятнадцатого века;
    (2) классическая адвокатура — пореформенная адвокатура конца девятнадцатого — начала двадцатого веков;
    (3) стажированная адвокатура — адвокатура периода советского времени;
    (4) каноническая адвокатура — адвокатура постпереходного периода, то есть периода, когда по окончании ХХ столетия в России обнаруживаются гражданское общество и рост пассионарности народа.

Адвокатура в собственном смысле обнаруживает себя в России в середине девятнадцатого века — уже в классической форме. Эта адвокатура впитала в себя все идеальные представления о профессиональном правозаступничестве. Она сформулировала этические принципы и выработала свод правил адвокатской профессии в России. Эти принципы и правила легли в основу всякой будущей адвокатской практики. Уберите эту классическую сущность — и то, что именуется адвокатурой, перестанет быть таковой.

Обнаружение адвокатурой себя как классической связано с когортой замечательных правоведов, обладавших обширными познаниями и выработавшими в себе нравственный канон правозащиты. Этот канон проявил себя как классическая адвокатура.

Экономический режим того времени характеризуется как буржуазный, капиталистический. Политическая направляющая ограничивала, сдерживала развитие классической адвокатуры как профессионального правозащитного института. Классическая адвокатура рухнула вместе с тогдашней политической системой России.

Период стажированной адвокатуры совпадает с политико-правовым режимом социалистической России.

Стажированная адвокатура сохранила в себе многие формальные проявления классической. Вместе с тем, адвокатура все более и более превращалась в закрытый цех, все более возрастала угроза утраты правозащитной функции. Участие адвокатуры этого периода в жизни гражданского общества свелось к ограниченному числу профессиональных отправлений. Последнее обусловлено именно экономическим режимом России, а не какими-то субъективными качествами адвокатов того времени. Эта адвокатура была стажированной, в ней были редки случайные люди; адвокатура не была массовой. Как институт гражданского общества она не возвышалась над общей активностью других институтов Советского общества. Стажированная адвокатура характеризовалась единством собственности, единством структурирования организации, цельностью контроля (например, соглашение на оказание юридической помощи от имени адвоката заключалось его представителем, коим по закону был руководитель структурного подразделения). Стажированная адвокатура эффективно противодействовала распространению внутри себя всевозможным ересям касательно сущности профессии. Вне каркаса стажированной адвокатуры, без единства собственности адвокатура обречена распадаться на секты.

На смену стажированной адвокатуре, адвокатуре-в-себе, приходит адвокатура каноническая, обнаруживающая себя в гражданском обществе в качестве абсолютного смысла правозащиты. Это собственно адвокатура, соответствующая своей идеальной сущности.

Периоды смены качественных этапов адвокатуры представляют собой безвременье, подобно тому как это происходит при любом качественном скачке. Февральская буржуазная революция положила конец классической адвокатуре. Переход от социализма к капитализму положил конец господству стажированной адвокатуры. В это безвременье адвокатура фактически исчезла, только отдельные ее ростки можно обнаружить в лице небольших групп среди разбухающей массы чисто номинальных «адвокатов». Эти небольшие группы адвокатов новой пассионарной России и стали выражать единственно возможную сущность адвокатуры как правозащитного феномена. По сути, они составляют каноническую школу адвокатуры и одновременно — самоё каноническую адвокатуру.

Любое новое, существовавшее как идея, в потенции, обнаруживает себя ярко, во всей полноте проявления, во всех сущностных гранях и пластах понятия. Это новое проявляется всегда как классическое. Таково было и проявление собственно адвокатуры в России. Адвокатура, проявив себя классически, усвоив свою классическую сущность, погружается в себя, отстраняется от других институтов, сжимается и обнаруживает себя как стажированную, закрытую, живущую для себя. Совпадение российской адвокатуры как стажированной с периодом советской истории случайное и не имеет твердой функциональной связи. Советский период истории и соответствующий ему политический и экономический режимы лишь более четко позволили ощутить стажированный тип адвокатуры.

Классический тип адвокатуры отрицается (замещается) стажированным; стажированная закономерно отрицается, снимается каноническим типом. Каноническая адвокатура отличается от классической и стажированной тем, что она достигает и познает самое ядро феномена правозащиты, а не только внешние грани и внутренние пласты, как классическая, и, в отличие от стажированной, становится нравственным авангардом гражданского общества, не чуждым народу и не враждебным Государю средостением, а их нравственной связью. Теория адвокатуры в завершенном объеме познает адвокатуру только в ее канонической форме. Далее возможен лишь возврат к другим былым ее типам, но уже в вульгаризированных, упадочных версиях.

Или будет существовать каноническая адвокатура, или адвокатуры как правозащитного института не будет. Параллельно третьему и последнему типу адвокатуры (каноническому) может действовать нечто, называющее себя адвокатурой. Но это не адвокатура. В периоды безвременья адвокатуры нет, она отчуждается от сущности правозащиты и перестает быть таковой. Поэтому адвокатура определенного типа отрицается тоже адвокатурой, но другого типа, оставаясь при этом по сущности адвокатурой. Безвременье же не отрицает адвокатуру — стряпчество не может отрицать адвокатуру по сути, поскольку стряпчество не есть адвокатура, оно вне адвокатуры.

Классическая адвокатура обнаруживает (проявляет) себя как понятие, стажированная адвокатура — как функция, функциональная обязанность. Каноническая адвокатура соединяет в себе проявления двух первых и достигает своего совершенства, своей истинности.


Находится в каталоге Апорт Рассылка 'Журнал "Вопросы адвокатуры"' Яндекс цитирования Rambler's Top100