ТЕОРИЯ АДВОКАТУРЫ

Приложение к журналу “Вопросы адвокатуры”

Часть третья
ДАВЛЕНИЕ НА АДВОКАТУРУ

Глава первая. ЖЕРТВЕННОСТЬ В АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Альтруизм, жертвенность отдельных людей — залог выживания и развития всего общества. Жертвенность — необходимое условие сущностного функционирования любого социального и государственного института. Утрата ими способности к жертвованию ведет к разложению, гибели и проявлению враждебности включенных в больные (эгоистические) институты людей как к государству, так и ко всему народу.

Массовая жертвенность проявляется в войне и в созидании. И, конечно, сама жертвенность присуща Государю. Жертвенность есть необходимая презумп¬ция правозащитной деятельности, адвокатуры как института гражданского общества.

Адвокат приносит себя в жертву правозащите. Жертвенность проявляется при взаимодействии адвоката с правоохранительными органами, чиновники которых враждебны по отношению к адвокатам, когда последние представляют интересы граждан, и при взаимодействии с общественным мнением. Любую защиту частного интереса можно оценить со стороны стороннего наблюдателя как акцию против интереса всеобщего, публичного.

Адвокат приносит себя в жертву тому, кого защищает, кладя на алтарь правозащиты свои знания и нервную энергию. Все это, конечно, каким-то образом может быть компенсировано денежным вознаграждением. Но тяжесть нравственного выбора адвоката при принятии защиты не подлежит компенсации. Любой выбор означает жертвоприношение.

Добавление. Еще одним аспектом жертвенности адвоката является неблагодарность его профессиональной деятельности. Даже если по правилу больших чисел решения судов распределяются поровну между истцами и ответчиками, то результат нейтрален для адвокатуры как таковой — и у истца, и у ответчика, и у подсудимого и у потерпевшего есть свой адвокат. Но при господстве неправосудных решений вся справедливость математики исчезает. При неправосудных решениях недовольны все.
Однако далеко не все адвокаты несут на себе бремя жертвенности в полной мере. Жертвенность, например, значительно меньше касается тех, для кого личное благополучие во всех случаях выше профессионального долга. Подлинная жертвенность предполагает пассионарность адвоката, его готовность поступиться личными интересами ради своего служения. Если же среди адвокатов не находится достаточное число пассионариев, их место занимают непрофессиональные правозащитники, как это было в советские времена.
В целом адвокаты — это дискриминированная часть населения, почти что рабы в свободном обществе. Рабский труд чуть ли не буквально реализуется в работе по так называемому назначению. Адвокат обязан оказать помощь неимущему, но государство практически не оплачивает ее. Это фактическое принуждение к труду. Адвокатура, таким образом, очередной раз обнаруживает себя как парадоксальная корпорация: она рабски служит гражданскому обществу, в котором рабский труд, по определению, запрещен. Иными словами, адвокат должен быть рабом общества, чтобы в этом обществе не было рабов.
Мнение обывателя, особенно мнение худшего из обывателей — чиновника, призванного охранять право, — таковое мнение всегда, мягко говоря, третировало адвоката как по меньшей мере жулика, мешающего осуществлению правосудия и торжеству правды. Адвокатов таким образом вынуждали оправдываться: мы, дескать, не только жулики или не просто жулики, мы и пользу приносить можем. И именно таков был в большинстве случаев характер общественной дискуссии вокруг адвокатуры даже в самых интеллектуальных ее формах.
Подозрения в отношении адвокатов должны исчезнуть раз и навсегда — адвокат всегда защищает право, у него нет никаких иных аргументов, кроме правовых. Более того, адвокат есть в социальном плане фигура героическая и трагическая: жертвуя многим из того, чем любой правоохранник дорожит пуще зеницы ока, адвокат помогает людям, зачастую спасает их, при этом порой не только не получая достойного вознаграждения, но, напротив, претерпевая ущерб — нравственный, психологический и прочий.
Между тем, вредоносной следует считать ложную, избыточную героизацию адвокатуры. Вполне обычные, можно даже сказать рутинные, моменты адвокатской деятельности рассматриваются порой как «самоотверженные деяния», «смелые подвиги», олицетворяющие «сражение с могущественными правоохранительными органами» и даже «вызов суду». Любопытно, как будет относиться народ к адвокатам, и, главное, как будет относиться сам адвокат к своим ежедневным и прямым обязанностям, если простую апелляцию он будет рассматривать как «вызов суду»? Что и говорить, профессия адвоката нелегкая, требующая воли и, порой, мужества. Но это само существо адвокатуры, не подвиг, а работа, не «вызов» суду, а работа с ним.
Сознание жертвенности, отделенное от ложной героизации, должно быть взято за основу не только в отношении общества к адвокатуре, но и в адвокатском самосознании. Адвокаты сами должны понимать, кем они в действительности являются для общества, чтобы, с одной стороны, выполнять свою миссию в полной уверенности в ее правоте, а с другой — чтобы относиться к себе как к редким, можно сказать уникальным, носителям правовых ценностей, воинам правозащиты. Адвокатам нужна нравственная и психологическая броня против обывательских подозрений и собственных сомнений. И эта броня, как ни парадоксально, обнаруживается в последовательном скептицизме.

Примечание. Среди работ, посвященным нравственно-метафизическим проблемам адвокатуры, выделяется уникальное фундаментальное исследование «О жертвенности в деятельности адвокатов» адвоката Николая Владимировича Андрианова («Русский адвокат», 1999, № 1). Адвокат обращает внимание на то, что жертвенность в принципе присуща адвокатской деятельности, является ее атрибутом; жертвование своими интересами, спокойствием, безопасностью, временем, трудозатратами, репутацией и даже совестью ради правозащиты — это осознанный выбор адвоката. При этом адвокатское сообщество должно помнить, что кто-нибудь, руководствуясь, разумеется, самыми благими намерениями, может попробовать принести в жертву самое адвокатуру.


Находится в каталоге Апорт Рассылка 'Журнал "Вопросы адвокатуры"' Яндекс цитирования Rambler's Top100