ТЕОРИЯ АДВОКАТУРЫ :: Часть восьмая. КАНОН АДВОКАТУРЫ, ИЛИ АДВОКАТСКАЯ ПРАКСИОЛОГИЯ. Глава 1. СМЫСЛ КАНОНА И КАНОН СМЫСЛА

Приложение к журналу “Вопросы адвокатуры”

КАНОН — слово из греческого языка и на греческом буквально означает прямой шест, всякую меру, определяющую прямое направление.

В Древней Греции медики, философы, композиторы, грамматики называли этим словом свод основных правил своей профессии, имевших непреложный характер.

У древнегреческих юристов «канон» означал то же, что у юристов римских regula juris — краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или иного частного юридического вопроса.

Слово «канон» имеет также четыре церковных значения:
1) все постановления Церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда и творения отдельных отцов Церкви;
2) любое из постановлений Вселенских Соборов, касающееся устройства церковной жизни;
3) состав тех священных книг Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками и нормами веры;
4) особая группа христианских богослужебных песнопений, входящих в состав утрени и связуемых в одно целое единством предмета.

Термин «канон» имеет большое значение в философии, особенно в эстетике и логике. В Древней Греции славился канон скульптора Поликлета, который создал образцовую статую и написал трактат о пропорциях, назвав то и другое «Канон». Эпикур, называя логику каноникой, понимал под нею правила познания и истины. В логическом смысле «канон» употреблялся Лейбницем и Миллем. У Канта под каноном чистого разума понимается совокупность априорных основоположений, правильно функционирующих в познании. Соответственно Кант говорит и о каноне рассудка, и о каноне морального суждения.

Среди юристов канон часто понимается как особого рода закон, эталонное правовое установление, которому должны подражать и следовать все иные части законодательства. Например, Всеобщую Декларацию прав человека можно считать каноном для аналогичных национальных деклараций.

Развитие адвокатуры диктует необходимость кодификации и канонизации принципов, их письменного изложения с тем, чтобы поведение адвокатов как в юрисдикционном процессе, так и в отношениях между собой, отвечало определенным стандартам.