К ВОПРОСУ О НЕДОВЕРИИ АДВОКАТУ
(об учете и налогах)

 

 

С первого января 2006 года Верховная власть решила отменить для адвокатов, учредивших кабинеты, упрощенную систему налогообложения, да и для всех адвокатских образований (см.: статью 346.12 Налогового кодекса России в редакции Федерального закона России от 21 июля 2005 года № 101-ФЗ). Тем самым Верховная власть выразила недоверие всей адвокатуре в одном отдельно взятом вопросе.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает с 1 января 2006 года (статья 346.11 Налогового кодекса) их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога; применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

До 1 января 2006 года (та же статья 346.11 Налогового кодекса) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривало замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога; применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривало замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

У применяющих упрощенную систему налогообложения субъектов объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14 Налогового кодекса). Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, и 15 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.20 Налогового кодекса). Все сделано для блага предпринимателя. Чтобы тот трудился и приумножал богатства и родной земли, и свои.

Но какое отношение вопрос об упрощенной системе налогообложения имеет к адвокатам? Вроде бы, у адвокатов всегда был свой, особый, отдельно взятый режим налогообложения. По крайней мере, терпимая таблица по единому социальному налогу; до поры щадящие отчисления в Пенсионный фонд. А тринадцатипроцентный налог на доходы адвоката как на физическое лицо лишь только подчеркивает солидарность и единство адвокатуры со всем народом. Адвокатские образования не облагаются налогом на прибыль от профессиональной адвокатской деятельности по предполагаемой причине отсутствия таковой и т.д.

Казалось бы, законодатель всего лишь устранил ранее допущенную оплошность, разрешив применять адвокатам и/или их профессиональным образованиям так называемую упрощенную систему налогообложения. Ведь никаких преимуществ в налогообложении для адвокатов так называемая упрощенная система налогообложения не давала.

Но дело в том, что упрощенная система налогообложения еще предполагает и особый порядок ведения бухгалтерского учета.

По смыслу Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (статья 4 Закона).

В этой же статье Закона о бухгалтерском учете особо записано, что адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть к индивидуальным предпринимателям (см. определение индивидуального предпринимателя в статье 11 Налогового кодекса). Но возможность ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями в особом порядке и освобождение от ведения такового главным образом связаны с применением упрощенной системы налогообложения (ср.: статью 5 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» и статью 346.11 Налогового кодекса).

Хотя надо заметить, что указанные Типовые рекомендации далеко не упрощают и не облегчают ведение бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателям. И забавно было бы взглянуть на адвоката, способного самостоятельно отражать в бухгалтерском учете свою профессиональную деятельность согласно Типовым рекомендациям. Поэтому проще было заявить о своем намерении перейти на упрощенную систему налогообложения, тем самым устраниться от ведения бухгалтерского учета и ограничиться ведением налогового учета в книге учета доходов и расходов (статья 346.24 Налогового кодекса. См. также: Приказ Минфина России от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения»).

Итак, само по себе использование упрощенной системы налогообложения было в достаточной мере хорошо для адвокатов уже в силу сокращения или освобождения от ведения бухгалтерской отчетности. Этого, казалось бы, достаточно.

Но как же стали поступать некоторые отдельно взятые кабинетствующие адвокаты, ведущие учет своих финансовых результатов от профессиональной деятельности в упрощенном порядке? Как же эти отдельно взятые адвокаты отблагодарили Верховную власть за такое доверие, как возможность вести учет своей деятельности в упрощенной форме? Ведь Верховная власть радеет за кабинетствующих адвокатов, как части того самого всеми лелеемого гражданского общества, чтобы те все силы отдавали на разъяснение гражданскому обществу всяких юридических сомнений и быстро ходатайствовали о прекращении всех правонарушений правонарушительными органами.

Казалось бы, всем было ясно и понятно, что статус (правовой) у адвоката един и неделим. Этот статус един для всех и каждого. Адвокат – это независимый консультант по правовым вопросам, лицо самозанятое, единственный субъект оказания юридической помощи и т.д. Поэтому Верховная власть установила для всех адвокатов особый и единый режим налогообложения. И этот режим не зависит ни от географического места, ни от формы осуществления профессиональной деятельности адвоката.

Но некоторые отдельно взятые кабинетствующие адвокаты решили по-другому. Они вычитали в налоговом законе – если перейти на упрощенную систему налогообложения, тогда надо причислять себя к предпринимателям без образования юридического лица и можно платить всего шесть процентов налогов (какой же прогрессист-адвокат будет утруждать себя исчислением расходов, чтобы потом из остатка исчислить пятнадцать). Остаток можно обращать в личное пользование как доход физического лица. Так и поступали. Никаких тринадцати процентов на доходы физического лица, никакого единого социального налога.

Чиновники из налогового ведомства по всей России выбивались из сил, убеждая некоторых отдельно взятых кабинетствующих адвокатов, чтобы те платили налоги как адвокаты, а не как индивидуальные предприниматели. Разъясняли, что упрощенная система налогообложения касается адвокатов только в самом, что ни на есть прямейшем смысле – «упрощенном» ведении налогового и бухгалтерского учета без заполнения многочисленных форм отчетности, а не в части уменьшения налогового бремени. Но некоторые отдельно взятые кабинетствующие адвокаты не унимались и продолжали обременять себя только шестипроцентными налоговыми отчислениями.

Тогда налоговое ведомство как часть исполнительной власти обратилось к Верховной власти с просьбой прекратить налоговые безобразия некоторых отдельно взятых кабинетствующих адвокатов радикальным, но простым способом – отменить для кабинетствующих и всех остальных сразу адвокатов упрощенную систему налогообложения. Верховная власть так и поступила, посчитав, что адвокатура как часть гражданского общества не оправдала оказанного ей гражданским обществом и Верховной властью доверия, поскольку не укоротила денежные вожделения некоторых отдельно взятых кабинетствующих адвокатов.

Кирилл Вениаминович Хлебников,
Адвокат


Находится в каталоге Апорт Рассылка 'Журнал "Вопросы адвокатуры"' Яндекс цитирования Rambler's Top100