О МУНИЦИПАЛЬНОМ ПОКУШЕНИИ НА АДВОКАТУРУ
или о правозащитном освоении части регионального бюджета

 

В одном из субъектов Российской Федерации появился законопроект о защите права малоимущих жителей региона на получение квалифицированной юридической помощи. Юридическое обоснование проектанты своей инициативе нашли в статьях 48, 71 и 72 Конституции России.

Название законопроекта вызывает недоумение, и чтобы его рассеять, надо получить ответы на несколько вопросов. Например. Разве у нас кто-то нарушает права малоимущих на юридическую помощь? А права многоимущих никто не нарушает? Защищать малоимущих надо от тех, кто призван оказывать юридическую помощь, то есть от адвокатов? Каким образом защищать малоимущих от адвокатов? Посредством судебного преследования адвокатов от имени и в интересах малоимущих? Если законопроект касается только малоимущих, то надо полагать многоимущим адвокаты не интересны и преследовать они их не собираются? По крайней мере, региональные законодатели многоимущим в преследовании адвокатов не помощники? Если бороться надо будет против адвокатов, то кто же будет представлять малоимущих в суде против адвокатов? Или кто-то не подпускает малоимущих к адвокатам и, следовательно, против адвокатов бороться не надо? А может быть, кто-то не позволяет адвокатам оказать юридическую помощь малоимущим?

Каким же способом субъектные законодатели собираются защитить права на получение юридической помощи? Следует заметить, что в названии говорится только о защите права, а не о самом фактическом получении юридической помощи.

В законопроекте записано, что целью этого закона является защита права малоимущих жителей территории субъекта Федерации на получении квалифицированной юридической помощи, а также создание условий для постепенного перехода к формированию системы массового добровольного страхования непредвиденных расходов на получение квалифицированной юридической помощи.

А какова реальная цель законопроекта о юридической помощи? Руководствуясь простыми логическими приемами, осмелимся предположить: поскольку закон есть мера политическая, а всякая политика есть концентрированное выражение экономики, то, скорее всего, законопроект о юридической помощи закончится самым прозаическим способом – деньгами.

Выделим буквально основные положения (идеи) предложенного законопроекта:
(1) юридическая помощь малоимущим гражданам - консультативная юридическая помощь, помощь по составлению юридических документов;
(2) действие Закона не распространяется на случаи оказания бесплатной юридической помощи, предусмотренные федеральным законодательством;
(3) юридическая помощь оказывается в рамках утвержденной целевой Программы защиты права малоимущих граждан на квалифицированную юридическую помощь;
(4) реализует Программу координатор – некоммерческая организация, которая определяется по итогам тендера;
(5) деятельность координатора осуществляется за счет средств регионального бюджета;
(6) юридическая помощь оказывается юристами – участниками Программы. Понятие юристов включает - «юристы и их объединения, в том числе адвокаты и их объединения, а также юридические организации»;
(7) исполнительный орган субъекта Федерации, в частности: утверждает типовые договоры на оказание юридических услуг и типовые договоры страхования, заключаемые Координатором с юристами и страховыми организациями в соответствии с Программой; утверждает ставки оплаты труда юристов при оказании юридической помощи; обеспечивает реализацию и осуществляют контроль за исполнением Программы;
(8) основными функциями Координатора являются: управление системой защиты права малоимущих граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи; осуществление функций страхователя в отношении малоимущих граждан; определение страховых организаций и юристов, участвующих в реализации Программы; аккумулирование средств для финансирования Программы; координация и контроль деятельности страховых организаций и юристов в процессе реализации Программы;
(9) случаями оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам являются: пожар в квартире; проникновение воды из других помещений; противоправные действия третьих лиц по отношению к имуществу и здоровью потерпевшего; причинение вреда жизни и/или здоровью застрахованному как пешеходу в результате дорожно-транспортного происшествия; неправомерные действия (бездействия) должностных лиц и работников органов правопорядка, жилищных - эксплуатационных служб, жилищных кооперативов, страховых компаний, налоговых органов; причинение вреда здоровью домашними, дикими или экзотическими животными; необходимость консультативной помощи или помощи по составлению юридических документов по вопросам социальной защиты малоимущего гражданина;
(10) порядок оказания юридической помощи следующий: малоимущие граждане вправе обратиться к юристам для получения бесплатной квалифицированной юридической помощи в размере суммы страховой выплаты; юристы оказывают юридическую помощь в соответствии с договорами, заключенными со страховыми организациями и Координатором; после оказания юридической помощи юристы обращаются в страховые организации для возмещения убытков, понесенных в связи с непредвиденными расходами по оказанию юридической помощи (в законопроекте так и написано – «убытки»);
(11) расходы из бюджета субъекта Федерации по защите прав малоимущих граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в рамках Программы предусматриваются в бюджете этого субъекта отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (оговорка о бюджетной классификации современна и весьма предусмотрительна).

Пояснительная записка к законопроекту хорошо структурирована – состоит из трех разделов: социально-экономическое обоснование, правовое обоснование и прогноз последствий принятия проекта Закона.

В пояснительной записке к законопроекту утверждается:
(1) В настоящее время федеральное законодательство гарантирует бесплатную юридическую помощь только в двух случаях: в порядке части 3 статьи 16 УПК РФ и в порядке статьи 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Однако для реализации указанного конституционного права малоимущих граждан этого явно недостаточно, о чем свидетельствует большое количество обращений и заявлений граждан в органы государственной власти региона. Не имея достаточных средств на оплату услуг адвокатов и не обладая необходимыми правовыми знаниями, малоимущие граждане вынуждены обращаться за бесплатной консультативной юридической помощью в органы власти. Кроме того, работа большинства государственных органов по несвойственным им вопросам защиты прав и решения различных проблем граждан не всегда является эффективной, открытой и качественной. Для решения указанных проблем необходимо формирование своеобразной системы «семейного адвоката», т.е. системы, когда у каждого жителя региона будет «личный юрист», к которому можно обратиться за помощью в случае необходимости.
(2) Началом формирования подобной системы может послужить создание системы бесплатных юридических консультаций, когда малоимущим гражданам будет оказываться квалифицированная юридическая помощь.
(3) Настоящий проект устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы формирования системы бесплатной квалифицированной помощи малоимущим жителям посредством страхования непредвиденных расходов на получение квалифицированной юридической помощи.
(4) Проект предусматривает определение на основе тендера уполномоченной организации исполнительного органа субъекта Федерации (Координатора), которая обеспечивает реализацию настоящего Закона, в частности, проведение конкурса между юристами и страховыми организациями, заключает с ними договоры и т.д.
(5) Все мероприятия по реализации настоящего проекта финансируются из бюджета субъекта Федерации. Реализация закона повлечет дополнительные расходы из бюджета.

Проектанты считают, что принятие настоящего проекта позволит:
(1) Сформировать систему бесплатных юридических консультаций для малоимущих жителей региона.
(2) Снизить нагрузку на органы государственной власти, связанную с необходимостью рассмотрения необоснованных обращений и заявлений граждан.
(3) Повысить качество работы органов государственной власти и местного самоуправления, эффективность и открытость государственного управления.
(4) Начать постепенный переход к системе массового добровольного страхования непредвиденных расходов на получение квалифицированной юридической помощи.
(5) Повысить уровень правовой защищенности жителей региона.

К законопроекту приложено финансово-экономическое обоснование, ибо реализация закона повлечет дополнительные расходы из бюджета. Сумму расходов проектанты рассчитали по формуле. В формуле предусмотрено все: и количество малоимущих жителей; и затраты на оборудование помещений, в которых будут располагаться бесплатные юридические консультации, техническими средствами и программным обеспечением для работы, расходы, связанные с проведением конкурса и т.п.; и размер страховой суммы; и коэффициент изменения затрат на техническое и материальное обеспечение реализации закона по годам.

Поскольку в регионе около 350 тысяч учтенных малоимущих, то проектанты подводят математически выверенный итог – расходы регионального бюджета в год составят около 350 (трехсот пятидесяти) миллионов рублей.

Эти огромные деньги намериваются выплатить не малоимущим, чтобы малость увеличить их имущество, а программным юристам, чтобы те снизили нагрузку на органы власти, связанную с необходимостью рассмотрения необоснованных обращений и заявлений. Действительно, малоимущему по причине его скудного достатка только и остается, что необоснованно обращаться к власти – ведь денег у него нет, чтобы обоснованно обратиться. На то он и малоимущий, обычный человек.

Законопроект раскрыл нам глаза - люди по неведению обращаются с жалобами в суды на чиновников. Человек ведь не способен понять, что все делаемое чиновником - во благо человека обычного. А этот обычный человек жалуется. И этого человека надо уговорить, чтобы он не жаловался на чиновника. Обычный человек своей выгоды и блага не понимает. Обычный человек – человек неразумный. Что дитя малое. Всегда он считает себя обиженным, и отнеслись к нему не чутко, и поступили с ним несправедливо. Вот человек обычный и беспокоит чиновников, то есть вред наносит государственным делам. Кто же будет спорить с тем, что вред государственным делам надо уменьшать и уменьшать? Никто. Следовательно, надо обеспечить спокойствие в работе чиновников. Пути и способы достижения спокойствия выявлены - расход денег. Надо заплатить здравомыслящим людям, то есть программным юристам, чтобы они объяснили человеку неразумному, что на чиновника не надо жаловаться.

Итог законопроекта - всеобщая выгода. Человек малоимущий, то есть неразумный, с моральной выгодой. Он теперь знает, что его права никто не нарушал, и вообще он никаких прав не имел. Чиновник с телесной и душевной выгодой. Чиновника теперь не будут беспокоить неразумные люди. Ему легче (спокойнее) будет работать, сердце не будет перенапрягаться. Чиновник обретет душевное спокойствие. Юристы и страховые организации получат материальное (денежное) удовлетворение – каждый труд должен быть оплачен, поскольку бесплатный труд есть труд рабский.

Адвокат
Иван Андреевич Оглоблев

Находится в каталоге Апорт Рассылка 'Журнал "Вопросы адвокатуры"' Яндекс цитирования Rambler's Top100